Интеллектуальное развитие

Детки знакомятся с первыми понятиями логики, учатся последовательно мыслить и делать выводы.

Что такое интеллектуальное развитие ребенка?

ИнтеллектКонцепт и понимание интеллектуального развития — вопрос спорный. Многие психологи и педагоги постоянно спорят между собой о том, что из себя представляет эта широкая тема. Но единогласно подтверждают, что интеллектуальное образование — это сумма знаний и умений или способность усваивать знания, решать разнообразные задачи. Важно учесть, что интеллектуальное развитие ребенка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе (часто, не специально).

Родители, заинтересованные в интеллектуальном развитии ребенка, могут направить его познавательную энергию в конструктивное русло. Маленькие детки очень любознательны и активны. Благодаря быстро растущему мозгу они схватывают все налету.

Интеллектуальное развитие ребенка проходит стадии, определенные природой, и каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. “Старые” навыки не исчезают, а перерастают в новые умения и выражаться (часто) в неожиданных способностях. Например, словесно-образное мышление дошкольника в школьном возрасте переходит на более высокую ступень – он начинает усваивать и понимать изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Почему интеллектуальное развитие важно

Многие родители считают, что интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста заключается в освоении точных наук, умении писать, считать, знать бесконечное количество фактов и удивлять окружающих своими острыми детскими ответами на каверзные вопросы. Но, к сожалению, это лишь побочный эффект интеллектуально развитого ребенка.

Родители зачастую (насильно) заставляют детей посещать всевозможные кружки. Им важно гордиться тем, что их малыш с раннего возраста читает, пишет, танцует, говорит по-английски, считает в то время, как его сверстники не знают буквы и не могут сказать, сколько им лет. К сожалению, это только вызывает у детей негативное отношение к “учебе” и к “интеллекту”. Для каждой стадии есть определенная умственная нагрузка, которую ребенок в силе одолеть.

Для детей от 1,5 до 5-и лет одним из важных аспектов интеллектуального развития ребенка является творчество. Это практически единственный эффективный метод развивать в ребенке интеллект, не вызывая неприязни к занятиям. Остальные кружки, курсы, занятия, секции, клубы являются только вспомогательным источником информации. Важно понимать, что ребенок развивается, когда он что-то создает, а не когда ему преподносят знания.

Как определяется уровень интеллектуального развития

Множество нюансов могут указать на стадию развития Вашего ребенка, но не на его потенциал. Соотношение возраста и каких-либо нормативов часто имеет путеводительную функцию для педагогов, но не являются показателем для родителей. Если Вы где-то прочитали, что “ребенок должен делать ____в __лет”, то, если ваш ребенок не имеет такого навыка, это совершенно не говорит о наличии отклонений в его развитии. Педагогу такая информация помогает составить план занятий в соответствии с возрастом ребенка, а не оценить его способности. Но все же у детей должны присутствовать следующие умения:

  • Умение вырезать фигурку (на скорость). Точность дает знать, сколько усилий нужно уделить координации и мелкой моторики рук. Детям, которые не освоили эту стадию, будет тяжело учиться писать, далее — выполнять такие функции, как завязывания шнурков и застегивание пуговиц на одежке.
  • Возможность выбрать лишний элемент из картинки позволяет родителю определить уровень логического мышления ребенка. Важно, чтобы ребенок понимал значение предметов, нарисованных на картинке: например, мяч, пирамидка, плюшевый мишка и кухонная скалка могут ввести ребенка в затруднение, если он не знает, что кухонная скалка — это не игрушка, как остальные предметы.
  • «Кому что не хватает» — игра на память, внимательность и логику, в которой ребенку показывают рисунок с изображением предметов, где каждому чего-то не хватает. То, чего не хватает, изображено отдельно. Ребенок должен как можно быстрее определить, кому и чего не достает.

Какие последствия могут возникнуть при игнорировании вопросов развития ребенка

НеуспеваемостьОдно из главных условий развития интеллектуальных способностей ребенка – это его удовольствие, радость от самого процесса. Малыш, который выполняет задания из-за выгоды (обещанная награда), из послушания или страха наказания, получает опыт, при котором все усвоенные знания и навыки привязываются к этим эмоциям, что в дальнейшем может усложнить его взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

Интеллектуально развитый ребенок — это не просто эрудит по знаниям, а, прежде всего, личность с обширным опытом. Если игнорировать вопросы интеллектуального развития, ребенок вырастает “с руками не из того места”. Это может выражаться в неумении выполнять бытовые обязанности и полном отсутствии смекалки, логического мышления. Интеллектуально неразвитые дети легко поддаются (зачастую негативному) влиянию старших детей, сверстников и других источников информации.

Какую роль играют родители

Родители помогают своему ребенку развиваться, поощряя его активность. Малыш будет хотеть что-либо разбирать, собирать, открывать, закрывать, ломать и чинить – в процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности он учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.

Вовлекайте ребенка в семейные будничные дела. Обычно дети сами просятся покрутить мясорубку, пропылесосить, вытереть пыль, лепить вареники и т. д. Так они узнают сами, а не из мультиков или понаслышке, о том, как функционируют бытовые приборы, из чего готовятся блюда, как выбирается свежий товар в магазине, как мастериться стул и прочее.

Чем может помочь педагог

В стремлении воспитать в ребенке желанные черты или привить ему определенные умения взрослые иногда пренебрегают данными, присущими малышу от природы. Польский педагог и писатель Януш Корчак утверждал:

«Все, чего достигают дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно».

Опытный педагог-психолог обязан разглядеть в ребенке задатки и на основе врожденных способностей, желаний развивать его потенциал.

Выбирая для ребенка школу, обратите внимание на отношение педагогов к детям (особенно это важно для младших школьников): достаточно ли они добры к ним, дают ли возможность полюбить занятия. Также важно наличие в школе различных кружков, секций, факультативов, которые ребенок может посещать по желанию.

Профессиональный воспитатель может направить ребенка в правильное русло, дать ему возможность развиваться в непринудительной обстановке. Правильно поставленная методика поощрения поможет вашему малышу чувствовать уверенность в себе.