Коллективное общение

Малыш учиться общаться с другими детками. Предоставляем первый опыт работы в среде похожей на школьную.

Что такое социальное развитие ребенка?

ДрузьяОбщение ребенка, или его социальное развитие, представляет собой процесс внедрения человека в коллектив, которым может стать группа в садике или на развивающих занятиях, друзья во дворе, родственники, знакомые родителей или родители друзей.

Любое социальное окружение требует наличия у ребенка элементарных навыков общения. Умение взаимодействовать с другими детьми (сверстниками или взрослыми), собственно, и является одной из главных основ социального развития.

Социальное развитие ребенка начинается еще до его рождения — с первых звуков, которые он слышит в утробе матери: голоса окружающих, обращение к нему мамы, звуки города, музыка и песни в окружающий среде беременной женщины.

Эксперты считают: что раннее социальное развитие малыша позитивно влияет на развитие личности в будущем.

Именно поэтому наука о развитии общения детей становится все более востребованным направлением в сфере психологии и педагогики, давая много проверенной и подтвержденной исследованиями информации современным воспитателям и прогрессивным родителям.

Сложности с которым сталкиваеться ребенок:

  • Tрудно выразить свои желания. Застенчивому ребенку сложнее выражать свои эмоции и зачастую он их просто подавляет во внутрь.
  • Ребенок промолчит или не выскажет родителям или учителям про несправидливость поведения сверстников. Далее будет замалчивать обиды и унижения в коллективе, что бы не быт «стукачём»
  • Малыш с трудом заводит друзей, и это может стать причиной его отторжения от коллектива.
  • Становиться предметом насмешек. Детки часто сговариваются против менее социально-адаптированных “новичков”, что негативно влияет на самооценку ребенка, впоследствии он еще более уходит в себя. Особенно заметной такая тенденция становится в подростковом возрасте: любые попытки других детей завлечь его в процесс общения настораживают, пугают молчаливого ребенка. Во всем незнакомом общении он ожидает насмешки и подвоха.

ДружимВ то же время дети с развитыми социальными навыками умеют воспринимать шутки и дразнение друзей как элемент нормального общения. Из застенчивого малыша вырастает замкнутый ребенок, впоследствии, закомплексованный подросток и взрослый неуверенный в себе человек.

Специалисты говорят и о физиологических последствиях замкнутости: стресс социальной среды утомляет ребенка, подавляет аппетит, может даже нарушить сон.

Чтобы воспитать общительного ребенка, можно использовать множество методов, которые не универсальны и не одинаково подходят каждому ребенку. Опытный психолог-педагог может определить тип характера малыша, чтобы найти наиболее эффективный подход.

Какой бы метод вы ни использовали, помните, что важнейшую роль при этом играют родители, их терпение к ребенку и желаемому результату. В зависимости от характера ребенка и родителей, общительность малыша может быть разной: например, в садике он проявляет коммуникабельность, а в окружении знакомых родителей остается застенчивым. В таких случаях важно не давить на ребенка и не заставлять его общаться через силу.

Общительный ребенок свободно общается с друзьями и заводит новых “друзей” на детской площадке. Он не стесняется представить себя другим детям (и часто взрослым). Если взрослые задают ему вопросы, малыш с радостью на них отвечает. Но даже самый общительный ребенок не лишен элементов стеснения или замкнутости, которая иногда проявляется.

Если родитель(и) и сами не особо не общительные, то вряд ли заметят замкнутость ребенка, пока им не скажет об этом воспитатель или педагог.

Зачастую родители практикуют наставленный тон или указательные фразы — “пойди познакомься с мальчиком” или “расскажи тете” что-то. Необщительного ребенка такая стратегия в воспитании может загнать еще глубже в замкнутость, ведь, помимо незнакомого человека, ему еще нужно будет соответствовать ожиданиям родителей, а это уже — двойная ответственность. В результате родители переживают из-за отсутствия результата. Таким образом, используя правильный метод наставления, родители могут получить негативный результат.

Причины ведущие к замкнутому ребенку:

  • Во-первых, это чрезмерная опека, которая имеет место, если родители из лучших побуждений контролируют каждый шаг ребенка, не пускают его играть во двор, не разрешают самостоятельно принимать решения и выбирать себе друзей — ребенок большую часть времени проводит в безопасности, но в одиночестве. И эта отдаленность от других становится привычкой.
  • Во-вторых, это неуверенность ребенка в себе. Дети с низкой самооценкой часто страшатся присоединяться к новым компаниям, боясь быть не принятыми или отвергнутыми. Им кажется, что они недостаточно хороши, умны, умелые, и что над ними будут смеяться.
  • Причиной необщительности может быть неблагополучная обстановка в семье. Ссоры между родителями, постоянные конфликты и крики заставляют детей замыкаться и вести себя отстраненно.
  • Какая-либо болезнь или физический недостаток способны помешать общению ребенка со сверстниками из-за боязни насмешек.
  • Ребенок может замкнуться, если не чувствует внимания родителей, не считает себя нужным и важным в своей семье.
  • Нестабильное психологическое состояние мамы также таит в себе опасность для ребенка: если она постоянно нервничает, а малыш не знает, какой реакции от нее ожидать в ответ на просьбы или высказывания, он замыкается и отстраняется от неопределенности.

Чего боится ребенок при общении с другими детьми?

Необщительный, робкий ребенок зачастую избегает контактов просто потому, что он не знает, как нужно общаться с малознакомыми ему людьми, у него нет такого успешного опыта, ведь он совершенно не владеет простыми навыками общения.

Под социальным развитием ребенка в общем смысле принято понимать процесс формирования ценностей усвоение традиций культуры и общества, в котором ребенок растет. И семья, как главная и основная его ячейка, становится своеобразным проводником, который из поколения в поколение несет опыт и знания, накопленные ранее.

Именно для того, чтобы восприятие ребенком окружающего мира впоследствии не стало искаженным, родители малыша должны создать в доме правильную психологическую атмосферу — атмосферу доверия и взаимного уважения. Это и есть первичное социальное воспитание детей.

Ведущую роль в процессе социального становления личности играет общение. С его помощью происходит не только взаимодействие между членами одной семьи, но и появляются дружеские связи между сверстниками. Общение также лежит в основе социальной иерархии, что, например, ярко просматривается в пределах детского сада — отношения «ребенок – воспитатель». Даже первые эмоции малыша, которые он проявляет еще в колыбели — мимика, движения, звуки — относят к попыткам его общения со взрослыми.